12 апреля 2016 года в санатории «Пятигорский нарзан» прошел семинар для социально-ориентированных субъектов малого и среднего бизнеса, тематикой данного мероприятия стал Социальный бизнес в области здравоохранения.
В семинаре приняли участие президент Пятигорской ТПП Карташова Л.Г, генеральный директор санатория «Пятигорский нарзан» Чумакова Т.А., представитель общественной организации «Союз деловых женщин» Ставропольского края Гударенко Р.Ф., директор филиала РГСУ в г.Ставрополе Багмет К.В.
На семинаре были рассмотрены понятия и вопросы связанные с социальным предпринимательством.
Социальное предпринимательство набирает все большую популярность во всем мире. Оно охватило весь земной шар и заняло место в одном ряду с такими общепризнанными явлениями, как некоммерческие инициативы, благотворительность, филантропия и корпоративная социальная ответственность.
В России за последнее десятилетие уже накоплен богатый опыт социальных инициатив. Некоммерческий сектор, получив признание и общественную поддержку, по праву считается отдельным сектором экономики. Благотворительность становится явлением, в котором заметное место приобретает каждая личность. Бизнес по всей стране реализует сотни социально значимых программ, взяв на себя ответственность за благополучие общества. Общество, в свою очередь, все больше и больше нуждается в данном виде предпринимательской деятельности.
Социальное предпринимательство как форма социальной работы не имеет достаточно разработанной методологии, прежде всего, по причине недостаточной изученности этого феномена. Еще нет единого подхода к пониманию и отражению сущности этого процесса. Анализ теоретических разработок, научной литературы, периодических изданий и других источников свидетельствует о достаточно глубокой и многообразной проработке вопросов деятельности малого предпринимательства, вопросы социального предпринимательства еще не раскрыты. Приоритет экономической мысли по проблемам предпринимательства в силу объективных причин принадлежат зарубежным ученым-экономистам, внесшим свой вклад в разработку теории и концепции предпринимательства.
Все эти формы и методы могут использоваться и используются для реализации бизнес идей. Современное общество все острее нуждается в социально ответственном бизнесе. Предприниматели, не только те, которые занимаются развитием социального бизнеса, но и предприниматели, в классическом понимании этого слова, в свою очередь, уже подошли к той точке, когда они готовы работать не только в пользу себя, но и в пользу общества. Это тенденция хорошо видна в зарубежных странах, где большинство бизнесменов занимаются либо волонтерством, либо различными видами благотворительности. Так же велик и процент людей, занимающихся социально-ориентированным бизнесом, например таким как, клининговые компании, анимационные агентства и т.д. Не стоит забывать и о частных учреждения, предоставляющих различные социальные услуги, существующих и успешно функционирующих на Западе, в частности, в США. В России данный вид предпринимательства еще недостаточно развит, однако существует уже немалое количество социально-ориентированных предприятий, функционирующих на территории РФ и радостно, что их число постоянно увеличивается.
. Предпринимательством в здравоохранении следует считать деятельность организаций и частных лиц, направленную на укрепление и улучшение состояния здоровья граждан, позволяющую возместить затраты на осуществление этой деятельности и периодически получать прибыль за счет потребителей медицинских услуг или финансирующих их лечение лиц и организаций.
Причиной распространения медико-производственного предпринимательства в России является не «погоня за прибылью» со стороны врачей, а неспособность государства удовлетворить потребности людей в лечении в силу как недостаточности ресурсов, так и неспособности эффективно организовать процессы здравоохранения. Что же касается взимания врачами «прибыли» с больных, то такое наблюдалось и в советской государственной медицине, наблюдается и в нынешней, постсоветской, только оно имеет мало общего с предпринимательством, да и именуется по-иному.
Однако необходимо учитывать, что в любой деятельности кто-то должен возмещать, компенсировать, принимать на себя издержки, расходы, связанные с этой деятельностью, иначе ее просто нельзя осуществить. Если расходы не могут принять на себя государство и общество, их вынужден нести потребитель медико-фармацевтических услуг или другие заинтересованные лица. Необходимость образования прибыли в медико-производственном предпринимательстве связана в основном не с желанием предпринимателей получать «прибавочный продукт», а с необходимостью затрат на развитие деятельности. Обычно цены, тарифы на предпринимательские услуги в здравоохранении формируются не на основе критерия прибыльности, а исходя из социальной доступности. Довольно часто человек, занимающийся предпринимательской медицинской деятельностью, получая прибыль за счет предоставления услуг состоятельным клиентам, снижает цены другим клиентам, что может приводить к потере прибыли, если не компенсируется ростом объема оказываемых услуг.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что бизнес начинает осознавать свою ответственность перед обществом и становится социально ответственным. Социальное предпринимательство, как современный социально-экономический феномен может принимать различные формы и использовать разнообразные методы реализации предпринимательской деятельности, которые очень плотно переплетены с предпринимательством, в классической форме его проявления.
Leave a Comment