Медиация – это процесс, в котором участвует третья сторона, помогающая урегулировать разногласия между конфликтующими сторонами и по возможности их разрешить.
Медиация – это форма посредничества, позволяющая урегулировать конфликты в самых различных сферах жизнедеятельности человека.
Медиация широко используется для разрешения гражданских споров, конфликтов и разногласий (например, семейная медиация).
Медиация также достаточно успешно и эффективно зарекомендовала себя в сфере бизнеса при разрешении коммерческих конфликтов между различными людьми и организациями (бизнес-медиация).
Область применения медиации затрагивает:
• различные споры и разногласия между членами сообществ и соседями,
• споры и конфликты жилищного характера,
• проблемы, возникающие при разводе,
• проблемы при определении будущего места жительства детей после развода родителей,
• конфликты и разногласия при разделе имущества,
• семейные разногласия,
• конфликты в сфере здравоохранения,
• сложности взаимопонимания в образовательном процессе,
• конфликты между руководством и трудовым коллективом,
• разногласия в трудовых взаимоотношениях,
• различные непонимания, разногласия и конфликты, которые находятся в компетенции специалиста – медиатора.
Что такое медиация?
Медиация пишется и произносится почти одинаково на многих языках: английском, французском, немецком, итальянском, испанском, португальском – mediation.
Слово «медиация» происходит от латинского medius, medium, и обозначает «посередине».
То, как часто, называют медиатора, вполне согласуется с дословным переводом – посредник, находящийся посередине.
Медиация – это процесс совместного (спорящих сторон и медиатора) урегулирования и разрешения конфликта, в ходе которого два или более участников с помощью независимой третьей стороны или сторон (медиаторов) общаются друг с другом и находят приемлемое для всех сторон решение проблемы.
Функция медиаторов заключается в том, чтобы помочь участникам конфликта рассмотреть и изучить все возможные варианты решения и, если это достижимо, то найти то решение, которое удовлетворяет интересы всех сторон, имеющих отношение к конфликту.
Медиация – это процесс, в котором участвует беспристрастная третья сторона, помогающая спорящим или конфликтующим сторонам разобраться в существующих между ними разногласиях, понять сущность возникших разногласий и по возможности их разрешить.
Роль медиатора
В процессе медиации спорящие стороны диктуют условия соглашения между собой, а не медиатор.
Медиатор помогает конфликтующим сторонам принять решение:
• добровольно,
• не испытывая давления (ни со стороны медиатора, ни со стороны «партнера по конфликту»),
• осознанно,
• исключая угрозы с чьей-либо стороны,
• не допуская воздействия и манипуляций.
Медиация направлена на урегулирование конфликтов, однако, само по себе разрешение конфликтов ни в коем случае не может являться конечной целью медиативного процесса.
Если предполагаемое решение затрагивает юридические аспекты, то сторонам конфликта медиатор рекомендует получить отдельные независимые консультации юристов и только после всех согласований может предложить заключение медиативного соглашения.
Получить профессию медиатора можно в Институте развития дополнительного профессионального образования («ИРДПО»).
Медиации и судебный процесс
Медиация используется в Европе, Северной Америке (в Южной Америке медиация получает все большее распространение), Австралии, Новой Зеландии, Китае, Японии и России.
«Новое – это хорошо забытое старое».
Так гласит поговорка, которая применима и к медиации.
Медиацию воспринимают как новшество, хотя фактически она имеет долгую историю во многих культурах и цивилизациях.
Часто процесс медиации сравнивают с судебным разбирательством.
При этом медиацию рассматривают как нечто «хорошее», а судебную процедуру – как «плохое».
Такие упрощенные суждения не способствуют формированию точного и адекватного представления о возможных решениях конфликтов ни с помощью медиации, ни с помощью судебных органов.
Результаты медиации могут быть самыми различными и, к тому же, она имеет ряд ограничений.
Конфликтующие стороны могут участвовать в судебном процессе вместо медиации или параллельно с судебным разбирательством.
Медиация относится к методам разрешения конфликтов, так же как переговоры и арбитраж.
Эта группа методов (переговоры, медиация, арбитраж) объединены в так называемую группу методов альтернативного разрешения споров — АРС (ADR – alternative dispute resolution).
Альтернатива означает метод урегулирования споров, разногласий и конфликтов отличный от судебного разбирательства.
Под альтернативным разрешением споров (АРС) понимается так же адекватное разрешение споров, поскольку переговоры и медиация зачастую проводятся параллельно с судебным разбирательством.
Основные принципы медиации
Официальная медиация, являясь междисциплинарной областью, опирается на теоретические и практические наработки различных наук (экономика, юриспруденция, право, психология, конфликтология, социология, философия, психотерапия, психолингвистика и др.) и имеет свои принципы, а также ряд ограничений.
Это позволяет очертить круг компетенции медиатора и участвующих в конфликте сторон, а также определить суть процесса медиации и круг ее возможностей.
Опираясь на принципы медиации и ограничения процесса медиации, можно отличить профессиональную медиацию, которую проводит квалифицированный и специально подготовленный специалист, от неофициальной (неформальной) медиации, которой управляет заинтересованное лицо – это может быть друг, родственник, начальник, авторитетный знакомый.
Даже при условии, что так называемому миротворцу (непрофессиональному медиатору) доверяют обе стороны, процесс урегулирования споров, разногласий и конфликтов не может считаться медиацией.
Основные принципы медиации:
1. Добровольное участие сторон в процессе (согласие всех конфликтующих сторон и медиатора)
2. Беспристрастность (не путайте с безучастностью или невмешательством)
3. Раскрытие медиатором сущности конфликта (потенциальный конфликт интересов с позиции каждой спорящей стороны)
4. Наделение конфликтующих сторон силой, властью, для возможности принять самостоятельное осознанное решение (информирование о возможных вариантах решений и их последствий со всех возможных позиций)
5. Уважительное отношение к личности участвующих в конфликте, их индивидуальности, соблюдение культурных, моральных, этических норм каждого участника конфликта
6. Обеспечение личной безопасности участников медиации, информирование и защита от возможных рисков при обсуждении и принятии возможных решений
7. Конфиденциальность и защита полученной информации от участников, как при индивидуальном обсуждении вариантов решения, так и в самом процессе медиации
8. Ориентация участников медиации на перспективу дальнейшего развития, в будущее, а не разбирательство и «застревание» в прошлом
9. Акцентирование и учет взаимных интересов и потребностей всех участников конфликта (в том числе недееспособных, инвалидов, детей), а не прав отдельных людей
10. Привилегированность юридической стороны вынесенного решения (в случае принятия медиативного соглашения – оно обязательно для исполнения участниками медиации)
11. Компетентность и профессионализм медиатора в рассматриваемых вопросах при разрешении конфликтов (наличие у медиатора специальных знаний и умений, связанных с областью рассмотрения конфликтов)
Медиация в России
Профессиональное сообщество медиаторов в России формируется достаточно давно.
Официально процедура медиации, как и профессия медиатора в Российской Федерации введены принятым в июле 2010 года Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)», который вступил в силу с 1 января 2011года.
В законе содержится определение медиации, сфера возможностей и применения процедуры медиации, порядок проведения самой процедуры медиации, порядок заключения соглашения о проведении процедуры медиации и медиативного соглашения, а также ряд других вопросов, непосредственно связанных с процедурой медиации, проводимой в Российской Федерации.
Принятие Федерального закона повлекло за собой разработку, принятие и внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации».
Профессионально подготовленный квалифицированный специалист (медиатор) помогает разрешить разногласия, споры, конфликты и прочие проблемы, возникающие в различных областях жизнедеятельности людей.
Обращение к медиации способствует цивилизованному, эффективному и экономически выгодному разрешению возникших проблем в жизни людей, что в свою очередь способствует повышению качества жизни участников процесса медиации!
Leave a Comment